ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИИ К НАДЕЖНОСТИ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ И ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
После того как найдены оптимальные по какому-либо критерию выходные показатели системы эксплуатации ЛК, в том числе показатели надежности Р(тс), Р(тл. с), Р(тп), Р(тпл), Р(т3), возникает задача распределения требований к этим показателям между составными частями и основными элементами ЛК, разрабатываемыми различными фирмами. Такую задачу решают на стадии разработки ТТ к ЛК или ТЗ на составные части и основные элементы при эскизном проектировании. (В этом параграфе составные части и основные элементы ЛК для сокращения будем называть элементами комплекса.)
В подобных задачах ограничение на время разработки или создания элементов ЛК обычно не является существенным и может быть опущено. Тогда, учитывая основное ограничение, задачу можно сформулировать так: обеспечить в целом для ЛК или системы его эксплуатации ^требуемое значение выходного показателя при минимуме «затрат на разработку или создание элементов.
Рассмотрим задачу применительно к перечисленным выше показателям надежности ЛК, которые представляют собой вероятности
безотказного функционирования ЛК на различных временных интервалах (см. § 3.1, рис. 3.1). При разработке ЛК в соответствии с процедурами, описанными в § 2.5, составляют структурные или структурно-функциональные схемы надежности для каждого из рассматриваемых временных интервалов. На основе этих схем любая из перечисленных вероятностей безотказного функционирования, которые далее для упрощения записей обозначим через Р, при условиях, оговоренных в § 2.5, могут быть представлены зависимостью
к
Р = п Р„ (7.49)
i=i
где Pi — соответствующий показатель г-го элемента ЛК.
Выражение (7.49) определяет основное ограничение задачи. Для получения целевой функции необходимо найти связь между суммарными затратами на разработку ЛК и оптимизируемыми показателями Pt.
Анализ затрат на разработку ЛК км. (6.20)] показывает, что стоимость разработки в основном складывается из затрат на создание и разрушающие испытания образцов элементов при наземных автономных и комплексных, а также при летных испытаниях. Так, например, стоимость разработки системы управления ЛК будет пропорциональна количеству опытных комплектов аппаратуры, испытанных автономно и комплексно в наземных условиях и поставленных для летных испытаний ЛК. С учетом этого полагаем, что суммарные затраты на разработку можно представить как сумму затрат на разработку элементов ЛК:
0>.р = 2 0>.р «> (7.50)
/=і
а стоимость разработки 1-го элемента -— пропорциональной числу щ опытных образцов, необходимых для его отработки:
Qj. p і = Сіопі > (7-51)
где Сі о — удельная стоимость разработки t’-го элемента, приходящаяся на один опытный образец.
Чтобы связать число опытных образцов щ с показателем надежности t’-го элемента ЛК, используем полученную ранее модель (4.63) изменения надежности от числа испытаний, в ходе которых проводят доработки. При этом считаем, что каждое испытание пІ7 будь то автономное паі, комплексное пКІ или летное плі, дает дополнительную информацию об источниках отказов и после проведения соответствующих доработок способствует росту надежности объекта испытаний.
Такой подход соответствует использованию обобщенной и осреднен — ной зависимости РДпг), показанной на рис. 7.3 сплошной линией, вместо роста и падения функции надежности на каждом этапе отработки (пунктирные линии).
Используя модель изменения надежности (4.63), можно записать: Pi («г) = Pi» — (Рісо — Рі0) е~Эг"г, (7.52)
где PiCD, Рі о, Зі—соответствующие параметры модели роста надежности t-го элемента в процессе опытной отработки.
Решая (7.52) относительно лг, получим
(7.53)
Подставляя (7.53) и (7.51) в (7.50), найдем искомую целевую функцию в виде
(7.54)
Таким образом, задача оптимизации требований к показателям надежности элементов ЛК может быть сформулирована следующим образом: найти такие значения требуемых показателей надежности Рг элементов ЛК, при которых надежность комплекса в целом была бы не ниже требуемой Ртр, а затраты на разработку ЛК были бы минимальны.
Математическая постановка такой задачи при сделанных допущениях в соответствии с (7.49) и (7.54) принимает вид
(7.55)
Pio<pi< pt°° (»’= І. 2,… , к).
Постановка (7.55) относится к задачам нелинейного программирования. При заданных значениях Ci0, Piao, Pio, Ртр целевая функция и функции ограничений выпуклые, т. е. получена задача выпуклого программирования.
Заметим, что ограничение Pjo<C Pr< Р^ учитывается аналитической формой целевой функции (существуют натуральные логарифмы только положительных чисел, больших нуля), поэтому его можно исключить из постановки задачи. Далее, неравенство в основном ограничении^, из-за выпуклости целевой функции и функции ограничений, а также по физическим соображениям можно заменить строгим равенством. Действительно, невозможно обеспечить показатель надежности
ЛК больше требуемого при затратах меньших, чем нужны для обеспечения ровно требуемой надежности.
Для дальнейшего поиска аналитического решения задачи (7.55) линеаризуем ограничение
к
п Pt = РТр; (7.56)
i= I
так как обычно Ртр > 0,85, то в этих условиях справедливы приближенные зависимости
1пРг« — (1—Рг); 1пРтргь;— (1 — Ртр). (7.57)
Прологарифмируем выражение (7.56), произведем в нем замену (7.57) и получим:
( |
k k k
п Pi =SinP,»-S(i-/,i); іпРор» —(і —Рхр),
i=l / i=1 t’=l
откуда ограничение (7.56) принимает вид
k
2 (1-Pf)«l—Ртр. (7.58)
г=і
Ошибка после линеаризации ограничения (7.56) тем выше, чем меньше величины /г и Ртр. При k = 2 и Ртр == 0,9 оишбка составляет 0,8% от 1 — Ртр или 0,07% от Ртр; при k = 2 и Ртр = 0,8 — соответственно 4 и 0,7%.
Таким образом, с учетом сделанных допущений и упомянутых выше соображений в соответствии с (7.55) и (7.58) окончательная постановка задачи такова:
В задаче (7.59) функция ограничения — линейная, а целевая функция — выпуклая, поэтому необходимо решить задачу выпуклого программирования. Так как ограничение задано в виде равенства, то задачу решают обобщенным методом неопределенных множителей Лагранжа.
В соответствии с (7.59) функция Лагранжа
где С(о = Сі0/9і, X — неопределенный множитель Лагранжа. Необходимые условия экстремума функции (7.60) следующие:
Решения системы (k + 1)-го уравнения (7.61) — искомые оптималь-
л
ные значения Рг.
Pi*, — Pi |
Получим систему (7.61) в явном виде. В соответствии с (7.60)
Рі=Рі~—i~~ Г(і—pTP)—s (і
2 c;o L
і 1
Пін’дем новые обозначения:
Ощ /1 Qо = Q0; (1 — Ртр) = QTOn; 1(1-
/ 1=1 1=1
при них (7.67) принимает вид
Pi = Pico — С,’0 (Q;ion — Q*,). (7.69)
л
І Іроанализируем полученное решение. Оптимальное значение Р* іміїїоііііо зависит от разности между допустимой QHon вероятностью отказа ЛК и предельно малой вероятностью его же отказа Qx, возможном при весьма длительной опытной отработке ЛК (все щ = оо).
л
Оптимальная надежность Рг элемента ЛК при заданных величинах Р,*,, Q. n<:u и Qco определяется величиной Сіо, которая представляет
k __
собой нормированное (отнесенное К общей сумме yjPi 0) отношение
1=1
удельной стоимости отработки Pro элемента Сго к показателю эффек — пшпости его опытной отработки 3t. Вспомним, что показатель Эг в соответствии с (4.69) характеризует прирост надежности после одного испытания. Тогда величины Cio определяют относительную нормированную стоимость повышения надежности Pro элемента ЛК.
л
Таким образом, оптимальное значение требуемой надежности Рг линейно зависит от относительной нормированной стоимости повышения надежности данного элемента при его отработке, т. е. чем дороже обходится повышение надежности, тем ниже должно быть требуемое се значение при выполнении требований к надежности ЛК в целом.
Для случая, когда все Ріаз = 1 (Qa>= 0), выражение (7.69) упрощается:
Рг = 1 —СІо (1 — /„) = 1 — Ci0Qmu. (7.70)
Легко заметить, что, используя модель (7.52) изменения надежности Pro элемента ЛК и соответствующее ей выражение (7.53), можно
А Л
но оптимальным значениям Рг — найти и оптимальное число пг необходимых опытных образцов Pro элемента:
І Іроиллюстрируем решение рассмотренной выше задачи примером.
Пример 7.2. Пусть известно, что при расчете показателя Р(тп) летательный комплекс можно представить структурно-функциональной схемой надежности, включающей в себя пять последовательно соединенных элементов, каждый из которых характеризуется следующими параметрами: Piоо = 0,99; Э(=0,1; С = 1,0; Сж = 1,5; С30 = 2,0; С40 = 2,5 и Сзд = 3,0 уел. ед. Требуется най-
k
ти оптимальные значения Рг(тп) = Pit при которых П Р,-(т„) = Ргр(тп) =
/= 1
= 0,90.
В соответствии с (7.68) и исходными данными имеем:
5
<2^ = 2 (1 -0,99) =0,05; QnoiI = 1-0,90 = 0,10;
І=1
Cjo = 1/0,1 = 10; С20 — 15; Сзд = 20; С4Р = 25; С^о — 30;
с;0= 10/(10+ 15 +20+ 25+30) =0,10; С^ = 15/100 = 0,15;
Сзд = 0,20; С’0 = 0,25; Сзд = 0,30.
На основании зависимости (7.69) оптимальные значения следующие:
Л Л
Р4 = 0,99 — 0,10 (0,10 — 0,05) = 0,985; Р2 = 0,9825;
Р8 = 0,9800; Р4 = 0,9775; Р6 = 0,9750.
На рис. 7.4 показаны графики прямых (7.69) и оптимальные значения Pt для исходных данных этого примера.
При решении задачи в качестве критерия оптимальности был принят минимум расходов на разработку ЛК, однако полученное решение
справедливо при любом эконо-
k
мическом критерии С =
і=і
который связан с показателями надежности элементов ЛК выражением типа
Сі — ан In [а2іІ(азі — Рг)], (7.72)
где аи, a2i, аЗІ — постоянные для t-ro элемента коэффициенты.
Следует отметить, что выражение (7.72) характерно и для функций вида Сі(Рі).
Задача может быть распространена на любой выходной показатель системы эксплуатации ЛК, для которого справедливо ограничение 4
і(1 — у.)=-у (7.73)
/=1 р
і це Ці — соответствующий показатель t’-ro элемента ЛК; у? р — требуемое значение показателя у.
И заключение заметим, что при решении задач в § 7.2 и 7.3 оптимальные значения тех или иных характеристик определялись относительными затратами на их обеспечение (повышение), поэтому при разработке требований к ЛК и его системе эксплуатации в целом в первую очередь необходимо искать возможные диапазоны изменения выходных характеристик и оценивать относительные затраты на их повышение.